Лекция 7

Магия магов


- Вот мы все магия да магия, - поздоровалась Одуванчик с учениками, - А ведь вы можете мне сказать: что же мы все отыскиваем волшебство по потаенным углам, когда есть же в Средиземье подлинные, так сказать, профессиональные маги?

Да. Это верно. Есть. Но во-первых, откопать секреты по потаенным углам, там где никто не ожидал на них наткнуться, тоже очень полезно. А потом - смотрите, как интересно получается: и на квенья, "истари", и на английском, "wizard" - это не только маг, но и мудрец, персонаж, многое знающий. Выходит так, что эти значения слились - и как бы сам язык, впитавший, так сказать, мировоззрение носителей, подсказывает нам природу волшебства: тот, кто много знает о каком-то предмете, тем самым приобретает над ним власть - такую власть, что окружающим, не имеющим таких знаний, она представляется поистине магической, эзотерической. Так не в этом ли кроется всеобщее Средиземское пренебрежение магическими терминами? Название магии получили хитрые и темные уловки врага, а все последствия глубокого знания о вещах и явлениях здесь называются мастерством и искусством - неважно, используется ли при этом магическая энергия или нет.

радагаст

Но если она все-таки используется, мы будем рассматривать такие явления в курсе волшебства, пусть сами авторы и называют это искусством. Кстати, истари, хотя и не скрывали своих навыков в обращении с магической энергией, но и не считали это чем-то особенным. Такое впечатление, что они больше уважали именно знания, понимание вещей. Посмотрите, с каким уважением Гэндальф говорит о Сарумане: он столетиями изучал Кольца. Вот в этом вся соль: изучал! Кто изучил как следует, тот и умеет, и может. Знания, как говорится - сила. У вас вроде тоже что-то в этом роде говорят.

Но давайте все же посмотрим, кто из них чем владел и как это удалось.

Радагаст - видимо, ученик Йаванны, судя по области интересов. Гэндальф назвал его мастером форм и оттенков; но что он делает с формами и оттенками - увидеть не удалось. А вот искусством общаться с животными владеет отлично. Хотя за Гэндальфом на вершину Орфанка он посылает орлов, которые на Вестроне говорят неплохо. Но надо думать, другими животными наречиями он также владеет: не зря ведь Гэндальф просит его посылать в Орфанк в с е х животных с информацией. Но это означает, что Гэндальф и/или Саруман либо также владеют речью животных, либо могут читать их ум, как делала Берутиэль со своими кошками.

Теперь Саруман. Он поселился в Айзенгарде и живет достаточно уединенно, но от Древоборода мы хорошо знаем, что он отнюдь не ленится странствовать по окрестным землям и изучать все, о чем можно раздобыть информацию. Также от Гэндальфа мы знаем, что он очень интересовался кольцами и тщательно их изучал. У него ведь был Палантир - прекрасный учебник истории, по сути. Но Палантиры мы рассмотрим в курсе Особых Секретов, а пока посмотрим, каких успехов достиг Саруман в магических искусствах.

саруман

Самое знаменитое искусство Сарумана - голос, под влиянием которого любому слушателю начинало казаться, что оратор прав и благословен. Он тут же с ним соглашался во всем и поступал по его совету. Иными словами, это было что-то вроде вашего гипноза или Империуса, что ли, или как у вас там. Умение, конечно, очень мощное: по сути - это власть над любым собеседником в любой момент. Правда, некоторые слушатели, услышав Сарумана, отправлялись в дальнейшую жизнь его послушными рабами на долгое время, а над некоторыми он имел власть только пока звучал голос. Да и то вон Гэндальф не поддался - правда, у него была Нарья-защита, да еще и вдохновляющая на благородные побуждения.

Не удержавшись похвастать, Саруман называет себя перед Гэндальфом Создателем Кольца. Правда, что может это кольцо - мы не знаем. Но не при помощи ли этого кольца Саруману удалось заточить Гэндальфа на верхушке Орфанка? Так-то ведь у них должны быть равные силы - оба полномочные эмиссары Валар, у Сарумана жезл, у Гэндальфа посох. Но вот, кстати, насчет посохов нужно подумать покрепче.

У Гэндальфа посох простой, деревянный, очень похож на простую палку, подобранную у дороги - маскировочка. На самом деле все свои посохи истари привезли из Амана. Саруман хранит свой жезл в Орфанке, а у Гэндальфа дома нет. Он проводит жизнь в пути и под этим предлогом посох их рук не выпускает никогда. Даже такое предположение: именно поэтому могущественный майар имеет облик старика. Мы ж видели, как он торгуется с Хамой у порога Медусельда. Хама кстати, знает, что посох а руке мага - не только опора. Но Гэндальф наотрез отказался оставить его на пороге - мол, он старик и не в силах сделать шагу без подпорки. Ага, старик! Пенсионер прям. Так как же пользуется волшнбным посохом наш пенсионер?

гэндальф

В путешествии к Эребору Гэндальф использует его трижды. Первый раз - чтобы осветить комнату в норке Бильбо, второй - для освещения пещеры гоблинов. В третий раз он поджигал сосновые шишки и рукой бросал в волков. Они взрывались, ударяясь о землю, и разлетались цветными искрами. Искра, попав на шкуру, впивалась в нее, прожигала волка насквозь, и, если он не начинал кататься по земле, его быстро охватывало пламя. Потом он приготовился напасть на гоблинов, спрыгнув с дерева и запалил посох ослепительным пламенем, но не успел: его и гномов сняли с горящих деревьев орлы. Мы уже видим: посох предназначен для того, чтобы испускать свет регулируемой интенсивности и особый жгущий огонь. Передать его на дальнее расстояние он не может, и других заклинаний не выполняет: когда ему понадобилось нацарапать на двери Бильбо знак, а затем стереть, он делает это механически, острым концом посоха.

Практически то же мы наблюдаем и в Войне Колец: жгучим огнем из посоха Гэндальф весьма успешно поражает Назгулов на Амон Сул; поджигает деревья на холме в Эргионе для защиты от волков и самих волков разит белым огнем; разжигает костер среди снежной бури на Карадрасе - пламя получается в этом случае сине-зеленым; освещает мрак Мории; при помощи вспышки огня разрушает меч Балрога; затем он ударил посохом о мост перед Балрогом. Посох сломался, над бездной встала полоса слепящего огня и мост рухнул, повергнув Балрога в бездну. После этого, уже не имея посоха, Гэндальф сразился с Балрогом и убил его. Значит, его сила, в том числе и магическая, заключалась не только в посохе.

Когда Гэндальф вернулся вновь, посох у него уже был опять - что дает нам подсказку о том, кто и откуда его вернул. Видимо, его новый облик тоже слегка отличался: не узнав по первости, на него напали Хранители. Гэндальф только поднял посох - и у Гимли из рук выпал топор, стрела Леголаса отклонилась и сгорела, меч Арагорна запылал подобно пламени. В Медусельде, подняв посох, он активирует грозу: сверкнула столь яркая, возможно, обладающая магической силой, молния, что Грима упал на пол и прекратил противостояние Гэндальфу, а Теоден тотчас повернулся к его советам. Словом, этот второй посох еще более мощен, похоже на то, хотя его природа такая же - огненная. Но как же он устроен?

Исключая Сарумана из ордена истари и Белого Совета, Гэндальф посохом не пользовался. Но, видимо в Валиноре он получил соответствующие полномочия: как только он произнес вслух формулу исключения, жезл Сарумана разломился пополам, и бывший белый маг тут же потерял всю свою магическую силу. И тут мы с удивлением видим, что сила истари - в его принадлежности к ордену, а знак, и возможно, и инструмент его связи с орденом - посох. Тогда либо это магический инструмент, вроде ваших волшебных палочек, либо средство связи с Валар, которые в случае нужды могут передать на место сигнала нужное воздействие. Как на самом деле - окончательно неизвестно: Гэндальф вместе с посохом в Амане, Саруман погиб, о Радагасте давненько не слыхать.

гэндальф

Но из изучения материалов по крайней мере ясно то, что и Гэндальф ни капли не ленился познавать - до такой степени, что у него и дома-то постоянного не было, потому что он ему был совершено ни к чему. Он без устали путешествовал по всей территории Средиземья, изучая народы и государства и стараясь приобрести повсюду полезные связи. И, по-видимому, не ленился анализировать! Он все время обдумывал собранную информацию, прикидывал, сравнивал, комбинировал. И вот ко времени главных действий оказалось: Гэндальфа все знают! Он – друг северных дунэдайн, и большой авторитет у них; его знают и уважают энты; гондорцы пусть настороженно к нему относятся, но есть и среди них поклонники; рохиррим – с переменным успехом, но знают его хорошо хотя бы; для легкомысленных хоббитов он и то – добрый приятель, а уж для всех эльфов – лучший друг; гномам прекрасно известен, Беорна знает отлично… Ну, а главное – он прекрасно знает всех, все и обо всем; все дороги ему известны, все тайные пути; все секреты, все связи, вся глубинная сущность происходящих процессов понятна. 

И может быть, не случайно именно Гэндальф первым догадался а затем и узнал о Кольце, когда еще ни у кого и мысли не мелькнуло: это – закономерный результат неусыпных трудов. И с огромным искусством, неустанным напряжением воли, не жалея себя ни капли, доблестный маг ведет и охраняет Кольцо, устраивает сложные и рискованные комбинации, бдит дни и ночи, не жалея сил. Да – он боится взять Кольцо себе. Но ведь и не бросает его ни на секунду, пока может!

...Так вот и вышло, что единственным из истари справился с порученным делом ученик Ниэнны, для которого жалость и ответственность стояли в жизни на первом месте. Магия, как говорится, магией, а мозги подключай!

Задание

1. Как вы считаете, какую задачу выполнял в Средиземье Радагаст?
2. Что же за кольцо изготовил Саруман? Только придется подключить магическую интуицию: оно сгинуло с ним вместе
3. Вы - истари. Как бы вы стали добывать знания в условиях Средиземья? Какой облик избрали?
4. Наибольшего успеха достиг только Гэндальф. Что позволило ему этого добиться?

Вопросы на запас

1. Стали бы вы обретать такую магию голоса, если бы это было возможно? Как бы использовали?
2. Как вы считаете, почему истари не стали скрывать свои магические способности, даже рискуя навлечь на себя подозрения в темных наклонностях?
3. О Синих магах известно только одно - они пошли на восток. Как вы думаете, что там с ними случилось?
4. Почему Гэндальф боялся взять Кольцо? А что было бы, если бы взял?
5. Сравните магические возможности волшебников вашего и нашего мира
6. Гэндальф Белый - та же самая личность, что и Гэндальф Серый? Что же на самом деле произошло в пропасти Казад Дум, на вершине Зиракзигиль и далее?
7. А в Медусельде? Были ои там употреблены какие-то магические воздействия, или просто принят добрый совет?
8. А что - наличие магических возможностей и в самом деле ведет во Тьму? Порассуждайте об этом
9. Если бы вы также задумали изготовить магическое кольцо, каким бы оно было?